Информация – один из самых ценных ресурсов в постиндустриальной экономике. Важными показателями становятся точность и полнота донесения сообщений до целевого пользователя. При этом такие факторы, как большой объем исходного материала, дефицит времени и загруженность пользователя могут повлечь за собой смысловые потери, способные повлиять на бизнес-процессы.
На внешнем контуре грамотно выстроенная коммуникация с передачей всех заложенных месседжей до целевого пользователя может принести много "плюшек". В частности, стать источником паблисити и влияния. Таким образом, контент-стратегия становится рычагом для управления имиджем и репутацией.
Как упаковать и доставить информацию так, чтобы это работало максимально эффективно?
Набирающий популярность подход к организации процессов строится на эмпатии и позволяет вместе с клиентом прожить опыт взаимодействия с продуктом, в данном случае с информацией. Фокус на пользователе порождает нестандартное решение задачи, инновационное предложение и снижение неопределенности и рисков.
Процесс дизайн-мышления включает 5 традиционных этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототипирование и тестирование. В контексте юридического дизайна подготовкой к прохождению всех этапов будет определение целей проекта.
На первом этапе необходимо изучить аудиторию (конечных пользователей документа, их характеристики и потребности).
Автор: Елизавета Боева
На шаге фокусировки команда собирает данные из внутренних и внешних источников, в частности, проводятся исследования. Процесс может затянуться, поэтому лучше устанавливать дедлайны. В результате вы должны увидеть реальное положение вещей и четкое выражение проблемы, которую необходимо решить. В контексте работы с документами вы должны ответить на следующие вопросы:
Есть ли похожие кейсы, чем они отличаются и как их можно улучшить?
Какие юридические месседжи должны быть донесены до пользователя, какая информация важна и необязательна в документе?
Какую ценность должен принести компании проект?
Кто заинтересован, кто стейкхолдеры?
После анализа данных и получения инсайтов следующий этап содержит генерацию идей. Результаты исследований также нужно конвертировать (упаковать) в понятный для каждого участника формат, например, важные данные можно вынести на стикеры.
Далее можно начинать мозговой штурм. Многим он знаком и применялся не раз. Несколько моментов для получения лучших результатов:
"Лучшая импровизация - это подготовленная импровизация". Перед мозговым штурмом готовится не нужно, но заранее донести тему и собранные данные участникам не помешает.
Чем больше мнений от людей из разных сфер, тем лучше. Разнообразный состав участников сможет генерировать много идей, одна из которых или их синергия может «выстрелить».
Никакой критики, выключите скептиков на этом этапе.
Также можно использовать метод 6 шляп. Изобрел ее британский психолог Эдвард де Боно. Метод помогает выйти за рамки привычного состояния мозга и позволяет посмотреть на креативную задачу под разными углами.
Механика проста, нужно поочередно надевать шляпы разных цветов и "ролей". Метод можно использовать как для повседневных личных задач, чтобы посмотреть на проблему с разных ракурсов, так и командами для устранения конфликтов и разработки решений в разных сферах (как алгоритм).
Кратко пробежимся по каждой из шляп:
Белая шляпа - факты. Фокус на данных, нет эмоций. Что мы знаем о проблеме? Выявляем причинно-следственные связи и закономерности в развитии. Роль: ученый-аналитик.
Красная шляпа - эмоции. Никаких обоснований. Что подсказывает интуиция и внутренний голос? Роль: художник
Чёрная шляпа - критика. Включаем пессимизм и критицизм. Находим слабые места каждой идеи. Роль: критик
Жёлтая шляпа - возможности. Находим сильные стороны и преимущества каждого решения. Роль: оптимист
Зелёная шляпа - креатив. Творчество, поиск необычных идей и никаких оценок. Чистый поток мыслей и идей. Роль: креативщик
Синяя шляпа - смысл. Подводим итоги. Роль: руководитель/модератор (в начале модератор ставит цель, обозначает проблему)
Подробнее о методе читайте в книге “Шесть шляп мышления, Эдвард де Боно”
Результатом предыдущих этапов становится прототипирование. Первые грубые прототипы могут уже создаваться на начальных этапах. Впоследствии должен получится макет документа (от бумажного до web-выражения).
Включаем тестовой режим и запрашиваем обратную связь у стейкхолдеров и конечных пользователей. Например, попросите изучить исходные материалы и те, которые уже были переработаны, задайте вопросы на восприятие и понимание. Произведите все необходимые итерации продукта и представьте клиенту конечный результат работы.
Юридическое дизайн-мышление предполагает нестандартный и человеко-ориентированный подход к решению задачи. Пользователи хотят документ, который будет отвечать их запросу и потребностям. Для компании это позволит создать дополнительную ценность и приобрести конкурентное преимущество, основанное на эмпатии к клиенту.