LegalDesign как юридическая философия нового времени: Инструменты, кейсы, сферы применения
В рамках Петербургского международного юридического форума состоялась сессия "Эстетика Legal Design: актуальные достижения".
Спикеры сессии обсудили "трудности юридического перевода" для разных групп пользователей, рынок LegalTech-решений и применение подхода LegalDesign.
Новая экономико-правовая реальность требует применения инновационных подходов для выстраивания юридических процессов и правовой коммуникации. Какая формула юридического дизайна в России? Кто бенефициары и целевые пользователи подхода? Какие инструменты LegalDesign уже использует государство и бизнес?
"В государственной и бизнес-сферах уже успешно реализован не один проект с использованием подхода LegalDesign. Так, Счетная палата создала обучающий канал "Понятный язык", ФАС выпустил довольно интересный гайд "Все о конкуренции в вопросах и ответах", где были использованы визуальные элементы и структурно новая подача сложной информации. Бизнес перенимает опыт и применяет инструменты подхода для построения внутренней и внешней правовой коммуникации", - открыла дискуссию генеральный директор компании LegalPics Мария Дорошенко.
Советник председателя Общероссийской общественно-государственной организации "Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности" Максим Прокш отметил, что в условиях большого информационного потока важно найти общий язык документов с разными адресатами: сотрудниками компании, предпринимателями и судьями.
Изображения: Фотобанк Росконгресс
"Визуализация - это тот точный и быстрый инструмент донесения информации, который понятен и близок всем. Оптимизация времени - экономия денег", - отметил спикер в своем выступлении.
В рамках юридических и бизнес-процессов LegalDesign применим для внутренних документов, в частности для комплаенса. По мнению руководителя направления международного права и комплаенса АО "Фаберлик" Дениса Примакова, комплаенс и юридический дизайн имеют много точек пересечения, их функции - образование, мотивация и информирование. "Комплаенс - это 90% коммуникаций, культуры и 10% техники", - подчеркнул Денис Примаков в своем выступлении.
Налаженная и быстрая коммуникация "юрист - сотрудник" способна снизить трансакционные издержки. Руководитель практики операционной деятельности группы HeadHunter Татьяна Нечаева рассказала, как компании удалось переработать внутренние документы с помощью подхода LegalDesign и сократить время на разъяснение сложной юридической информации сотрудникам. Она отметила важность обратной связи от сотрудников и возможный эффект сарафанного радио, которого удалось достичь с помощью выбора точного дизайн-решения для целевой аудитории.
"Нам нужно было объяснить простые вещи для юриста, но сложные для других сотрудников. Наша корпоративная культура требует от юридического департамента, чтобы мы были понятными и четкими. Юридический дизайн - не просто красивая история, а важный шаг к доверию сотрудников", - отметила Татьяна Нечаева.
Помимо инструментов визуализации на сессии говорили о навыке legal writing, который помогает точно и корректно упаковывать и доносить юридическую информацию с сохранением правового смысла. Навык применим как для составления договоров, так и для процессуальных документов.
"LegalDesign в судах - яркий пример комбинации разных методов для грамотного донесения своей позиции за короткое время. Необходимо применять инструменты, которые позволяют быстрее "читать" без потери правового содержания: legal writing, инфографика и др.", - отметил руководитель направления цифрового права компании LegalPics Мирза Чирагов в разговоре о применимости подхода в суде.
В завершение сессии Мария Дорошенко отметила первоочередность юридической экспертизы, функциональную направленность подхода и важность выбора нужного дизайн-решения под запрос целевого пользователя.